Почему не работают лампочки в фарах и что с этим делать?
Почему новые лампочки в фарах с завода перестают работать через полгода работы? Почему так происходит, и можно ли это как-то предотвратить? Всегда ли проблема только в лампах? Разбираемся в сегодняшней статье.
Проблемы в электрике
Начнём с одной из менее распространённых, но наиболее очевидных причин сокращения срока службы лампы — повышенного напряжения.
Повышенное напряжение
Оптимальное напряжение для лампы составляет 13,2 В. При этом напряжении достигается почти максимальная светоотдача, и срок службы лампы вполне приемлем. Однако некоторые умельцы пытаются повысить яркость света, увеличивая напряжение либо в общей электрической системе автомобиля (что совсем плохо), либо только в фарах (что тоже возможно и тоже плохо). Конечно, при более высоком напряжении лампа действительно будет светить ярче. Но ненамного: при повышении напряжения до 14 В яркость увеличивается примерно на 20%, а срок службы сокращается вдвое. Такое целенаправленное вмешательство — редкое исключение, и чаще всего лампы выходят из строя из-за высокого напряжения другим путём.
Проблемы с электричеством
Проверка напряжения в бортовой сети при частой замене ламп вполне естественна и настоятельно рекомендуется. Если реле-регулятор вышел из строя и выдаёт 15-16 В, то лампы будут перегорать однозначно. Но что делать, если напряжение в норме (не более 14,6 В), а лампы всё равно сгорают слишком быстро? Нужно искать причину дальше. Электрика — штука сложная и не такая простая, как кажется.
Чистка контактов и клемм
Как ни странно, очистка всех контактов и клемм фар имеет смысл. Окислы могут повысить сопротивление, что в теории должно увеличить срок службы лампы. Однако на практике рост сопротивления вызывает дополнительный нагрев контактов и проводки, что скорее всего сократит ресурс лампы. Плохой контакт может быть нестабильным, что заставляет лампу работать в переходных режимах, что вредно для её долговечности. Поэтому любая зелень на разъёмах или оплавленные контакты следует устранять.
Неправильное использование
Следующая причина сокращения ресурса лампы может быть связана с конструктивными особенностями дневных ходовых огней некоторых автомобилей, где лампы ближнего света используются в качестве ДХО. Например, некоторые автомобили включают ближний свет при запуске двигателя как дневные ходовые огни. Это создаёт нестабильность напряжения из-за переходных процессов при старте двигателя и включении других потребителей электроэнергии. Эти скачки напряжения могут существенно сократить ресурс лампы.
Чтобы продлить срок службы лампы в таких условиях, иногда помогает перед запуском двигателя активировать ручник, чтобы предотвратить автоматическое включение ДХО. Это позволяет избежать частых включений ламп в период нестабильного напряжения. Однако если ваш автомобиль имеет автоматический режим работы ДХО, этот совет может оказаться неэффективным, и вам придётся искать другие способы решения проблемы.
Если владелец автомобиля самостоятельно вносил изменения в электрическую систему, например, установил нештатный генератор повышенной мощности или добавил сабвуфер в багажник, это также может негативно сказаться на сроке службы ламп. Неисправные контакты или перепады напряжения, вызванные такими изменениями, могут стать причиной частой замены ламп.
Проблема в механике
Если вы замечаете, что ресурс ламп связан с возрастом автомобиля, стоит проверить не только электрику, но и механические детали. Например, загрязнения в фарах, вызванные неплотным закрытием крышек после замены ламп или из-за старения крышек, могут негативно повлиять на продолжительность жизни лампы. Пыль на колбе лампы может усиливать её нагрев, что также сокращает срок службы.
Крепления фар играют важную роль не только в поддержании их положения, но и в предотвращении лишних вибраций, которые негативно сказываются на нитях лампы. Даже при крепком креплении фара может перегреваться из-за вибраций, вызванных неисправным двигателем или подвеской. Жёсткая подвеска и низкопрофильные шины также могут увеличить вибрацию и, как следствие, ускорить износ ламп.
В общем, регулярная проверка электрики и механических компонентов автомобиля помогает предотвратить преждевременный выход ламп из строя и продлить их срок службы.
Что может быть еще?
Есть ещё несколько важных моментов, которые могут влиять на срок службы автомобильных ламп:
- Контакт с руками при установке ламп: Если заменяете галогенные лампы без перчаток и касаетесь их руками, на колбе остаётся жир, который при нагреве портит лампу. Это может существенно сократить её срок службы. Поэтому всегда рекомендуется использовать перчатки при установке.
- Несвоевременная замена перегоревших ламп: Когда лампа перегорает, она выходит из цепи, что может немного повысить напряжение в бортовой сети. Это может негативно сказаться на оставшихся лампах, ускоряя их износ. Поэтому важно заменять перегоревшие лампы немедленно.
- Светодиодные лампы: Эти лампы чувствительны к повышенной температуре. Проблемы с их работой могут быть вызваны слишком жёстким температурным режимом двигателя, который нагревает подкапотное пространство. Также неисправные кулеры светодиодных ламп могут быть причиной проблем. В целом, светодиодные лампы менее подвержены внезапному сокращению ресурса по сравнению с галогенными, но они дороже и требуют более внимательного отношения.
Учитывая все эти моменты, регулярная проверка и обслуживание автомобильных ламп помогут продлить их срок службы и избежать частых замен.